"Интернет - это добро или зло?"

 

"Интернет - это добро или зло?"

Статья из "Газета.ru"



Последнее время в сети все чаще возникают дискуссии о том, что для молодого поколения интернет стал машинкой для отупления сознания. Обычно такие дискуссии начинают люди, которым за 50 и я решил не оставаться в стороне и начать свою. Так плох интернет или хорош? Присоединяйтесь к обсуждению, выскажите свою точку зрения, возможна она будет очень интересной. А я пока выскажу свою.

Интернет - это море информации, а вот какую информацию вы в нем найдете, и как ее будете использовать - совершенно другая история. Это то же самое, что дискутировать на тему хорош или плох кухонный нож - с его помощью можно и обед приготовить, а можно и соседа зарезать.

Молодое поколение, с моей точки зрения, не обладает достаточными базовыми знаниями для того, чтобы использовать интернет правильно. Для этого необходимо иметь хорошее базовое образование, а откуда ему взяться? Я с грустью наблюдаю, как молодое поколение деградирует. И, увы, это не только мое мнение, уважаемый С. Капица также считает, что "мы вырастили поколение идиотов".

Пару месяцев назад нашел интересный сайт, на котором, заплатив достаточно разумные деньги можно через интернет подключиться к живому телескопу и посмотреть на звезды. Не думаю, что сегодняшние двадцатилетние стоят к этому сайту в очереди. Такое им просто не интересно.

Интернет дает возможность читать классику бесплатно, просто загружая ее к себе на компьютер, но что-то я не вижу, чтобы "Опыты" Монтеня стояли первой строкой в списке самых загружаемых из интернета книг.

Увы, но наиболее востребованным контентом после социальных сетей становятся ютубы, приколы и совершенно убогого качества интернет-издания. Чем тупее ресурс, тем он более востребован. Поколение однозначно тупеет.

Больше всего меня волнует вопрос отупляющих дебилоидных игр, я имел возможность вблизи наблюдать за представителем поколения 20-летних, который все свое свободное время проводил в каких-то стрелялках, квестах, борьбе с драконами и так далее. Он был реально и непроходимо туп и таких как он – миллионы. Да что это я приуменьшаю, десятки и сотни миллионов!

Интернет, без сомнения – ценный инструмент, во времена нашей молодости мы даже мечтать о чем-то таком не могли, мы читали книги, общались, по крупицам добывая интересующую нас информацию, ее ценность для нас была крайне высока.

Теперь не надо добывать информацию по крупицам – вон ее целое море, только ценность ее реально снизилась.

Дело в том, что ничего не может возникнуть ниоткуда и исчезнуть никуда. Создали умные машины - получили тупое поколение.

Чем умнее машина, тем тупее человек, мир разделяется на интеллектуальную суперэлиту (те единицы детей, которые используют компьютер для собственного интеллектуального роста) и море остальных, которые его реально используют для отупения.

Давайте на секунду припомним, что большинство из нас умело делать? Список будет весьма внушительным, мужчины нашего поколения реально умели использовать разнообразный инструмент, умели сделать что-то из металла, из дерева, девушки - умели вязать, шить платья, варить варенье, готовить и так далее. Просто сравните интернет-поколение и поколение тех, кому сейчас от 50 и старше и вы увидите, что очень большое количество навыков утеряно и последующим поколениям передано не было.

Конечно же вы мне возразите, скажете, а кому сейчас необходимо умение спаять приемник из радиодеталей (что почти каждый школьник в мое время умел) или умение связать свитер, если и приемников этих в магазине полно и вязать уже ничего не надо – заходи и покупай любой свитер и шерстью и спицами не заморачивайся. И еще возразят, а причем тут рукоделие и интеллект, как они связаны?

А очень еще как связанны. Тот же свитер или скворечник, которые каждый из нас мог сделать своими руками это не просто кусок деревяшки, а возможность что-то создать, то есть применить полученные навыки и знания в реальном мире, реализовать себя. Сравнивать наше поколение и поколение тех, кому сейчас 20 просто невозможно, мы реально знали и умели в разы больше. Вот вам и парадокс: реальных возможностей у нас было в разы меньше, а вот творческих занятий гораздо больше.

Мы просто не хотим задумываться, что за исключением некоторых одаренных детей, выросших в семьях, где с раннего детства им прививали любовь к знаниям и всякими способами развивали остальные представители молодого поколения реально тупее поколения предыдущего. И тут без интернета не обошлось.

Знаете, что Билл Гейтс разрешает своей младшей дочери проводить у компьютера не больше 4 часов в неделю и очень строго за эти следит? Думаю знаете, а значит надо подумать, а не прав ли старина Гейтс, не самый тупой человек на планете все-таки.

Деградация молодого поколения видна абсолютно во всем. Как-то в поезде разговорился с токарем-фрезеровщиком моего примерно возраста. Говорили о том да сем - когда люди примерно одного года, то много о чем посудачить можно. Я, конечно, совершенно не разбираюсь в токарном искусстве, но вот что он мне сказал:

– Работаю на оборонке. И знаешь, что, токаря сейчас только старые остались, которые что-то реально на станке сделать могут, молодежь либо не идет к нам совсем, либо ничего толком не умеет. Когда наше поколение уйдет, то у станка стоять реально некому будет.

Ту же самую грустную историю рассказал мне один аниматор "Союзмультфильма" – сделать рисованный мультфильм могут только представители старого поколения, когда они уйдут это искусство будет утеряно. Молодежь просто на это не способна – максимум что-то быстро на компьютере слепить, не более. Это уже не совсем искусство, это больше управление компьютером, не больше.

Но тут на сцену выходит адвокат дьявола и заявляет:

– А на кой нужны все эти слесари, аниматоры, филологи, столяры, конструкторы и так далее. Есть Китай – там все изготовят и нам сюда доставят, нас останется только потреблять и все – навыки эти в наше время уже никому не нужны. Не надо горбатиться две недели, чтобы связать свитер – пойди в магазин и купи готовый. Мы вышли на новую ступень развития вот и все.

Адвокат дьявола на то и адвокат дьявола, что определенная истина в его словах присутствует. Действительно, зачем уметь владеть рубанком, на кой ляд это нужно?

А нужно просто потому, что если завтра с цивилизацией что-то случиться, суметь из десятка бревен построить себе дом, вырастить картошку, накормить семью. Случись завтра что-то с электричеством, пропадет, скажем, завтра интернет, чтоб суметь сделать что-то своими руками.

Недавно узнал, что у ООН возникла реальная проблема с кадрами. Средний возраст переводчика-синхрониста ООН выше 50 лет, переводчиков такой квалификации среди молодого поколения просто нет, и руководство озадачилось тем, а кем они будут заменять уходящих на пенсию ветеранов.

Парадокс: стоило появиться программе автоматической проверки орфографии, как грамотность поколения сразу упала. Пожилые дедушки и бабушки обычно пишут более грамотно, хотя доступа к функции проверки орфографии "Ворда" не имеют, да и не имели никогда. Задумайтесь над этим.

Видите бабушек и дедушек, которые на своем садовом участке могут вырастить хоть черта в ступе? Не задумывались ли вы о том, что молодое поколение и этот навык утратило: уметь копаться в огороде могут единицы.

А давайте серьезно зададимся таким вот вопросом: а что будет если завтра интернет исчезнет (ну какая-нибудь катастрофа случится) и человечеству нужно будет приспосабливаться к новым условиям существования? Будет ли у него достаточно навыков и умений для того, чтобы приспособиться к новым условиям существования, чтобы заново мир отстроить? Справится ли оно с этой задачей или же в одночасье превратится в дикое племя? Интересный вопрос такой, так просто на него и не ответишь.

Давайте рассмотрим такое вот сравнение:

Вы в лесу. У вас самый навороченый навигатор, со всеми возможными прибамбасами, спутниковой связью, видеочатом, Скайпом и Гугл-мэпс. Вы идете через тайгу и через спутник видите, что там через пять километров вас ждет впереди и при этом общаетесь со своими друзьями в Нью-Йорке и Сиднее одновременно при помощи телеконференции. Вообщем полная красота.

И тут ваш навигатор ломается или же вы его случайно роняете в болото и он тонет. Запасного нет. Вам надо найти дорогу и выбраться из тайги.

Вот тут вот у вас есть два варианта: либо вы умеете ориентироваться по солнцу, по звездам, знаете с какой стороны растет мох, представляете где вы находитесь и куда именно необходимо идти, либо вы этого не знаете.

Так вот, я пытаюсь донести очень простую мысль: если у вас есть базовые знания, навыки и умения и вы и без навигатора легко ориентируетесь и можете найти выход из тайги - значит навигатор вам в кайф и в пользу, пользуйтесь им на здоровье.

Если без навигатора вы просто в тайге погибните и никаких навыков ориентировки на местности у вас нет и вы рассчитываете только на эту коробочку, значит у вас нет базовых знаний и умений, и этот навигатор вас просто отупляет, пользоваться вам им нельзя. Сперва необходимо освоить весь пакет базовых знаний.

Никто не задумывался о том, что капитанов в наше время учат пользоваться секстантом и это в мире высоких технологий и компьютерной навигации. Компьютер - компьютером, а без умения определить сове местоположение по звездам капитан капитаном считаться не может. Пригодиться это ему или нет - дело второе, а вот базовые знания он должен иметь.

Интернет, несомненно, полезное изобретение – кто бы спорил. Только вот он заменил собой целый огромный пласт человеческих навыков и умений. Если вы 12 часов проводите за очередным квестом и ищите электронные сокровища, значит, картошку выращивать вы не научитесь. Как и многое что другое впрочем.

Статья была опубликована в "Газете.ру" http://www.gazeta.ru/lifestyle/education/2011/07/27_e_3713173.shtml и вокруг нее развернулась оживленная дискуссия на тему "дурак ли автор или нет?" Большинство обсуждающих все-таки склонилось к мысли, что автор - дурак. Ну что ж, я совершенно не буду спорить с дискутантами, меня всегда эта особенность русского интернета забавляет: как правило половина постов сводится либо к оскорблению автора либо друг друга. Реагирую я на это очень спокойно, так как очень хорошо понимаю специфику интернет-дискуссий.



Обновлен 26 фев 2013. Создан 18 янв 2012